
Перспективы угля в Азии выглядят все более уверенно, поскольку усилия крупнейшего в мире региона-потребителя по переходу на чистую энергию сталкиваются с серией серьезных неудач. Опасения по поводу энергетической безопасности и роста затрат снова выходят на первый план, затмевая климатическую повестку в быстрорастущих экономиках региона.
В качестве ярких примеров можно привести отмену знакового проекта по досрочному закрытию угольных электростанций в Индонезии, а также планы Индии по расширению своего угольного парка до середины века, а не до 2035 года. Тем временем Китай, несмотря на активное внедрение возобновляемых источников энергии, готовится к очередному рекордному году по добыче угля, что подкрепляется растущим спросом со стороны химического сектора.
Основная причина такого разворота заключается в том, что правительства стремятся любой ценой избежать перебоев в подаче электроэнергии на фоне стремительно растущего спроса. Потребление растет во всех сферах — от кондиционирования воздуха до питания центров обработки данных для искусственного интеллекта. «Все сводится к безопасности поставок и стоимости, — отмечает Джом Мадан, главный аналитик Wood Mackenzie Ltd. — Даже при рекордном строительстве ветряных и солнечных электростанций новые мощности все еще не поспевают за колоссальным ростом спроса». Этот разрыв, по его словам, заполняется ископаемым топливом, таким как уголь и газ.
Китай, который добывает и сжигает более половины мирового угля, значительно усилил поддержку этого топлива, называя его «краеугольным камнем» энергетической стабильности после серии отключений электроэнергии в 2021 и 2022 годах. С тех пор добыча, импорт и потребление достигли рекордных уровней. Ожидается, что в 2025 году страна введет 80 гигаватт новых угольных мощностей — самый высокий показатель за десятилетие. Кроме того, китайские компании инвестируют десятки миллиардов долларов в новые углехимические заводы, чтобы снизить зависимость от импорта нефти и пластмасс.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах. Общая мощность угольных электростанций в Индии может вырасти на 87% и достичь 420 гигаватт к 2047 году, что значительно превышает ранее озвученные планы. В Индонезии, крупнейшем в мире экспортере энергетического угля, за последнее десятилетие мощность угольной генерации увеличилась более чем вдвое, и ее дальнейшее наращивание продолжится при новом президенте Прабово Субианто.
Согласно данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), именно эти три страны несут ответственность за наибольший рост выбросов углерода и производства электроэнергии на угле с момента подписания Парижского соглашения по климату в 2015 году. Без их вклада глобальные выбросы в энергетическом секторе начали бы снижаться еще до 2020 года.
Проблема усугубляется тем, что азиатский парк угольных электростанций, насчитывающий около 2000 объектов, на десятилетия моложе, чем в Европе и США. Их досрочный вывод из эксплуатации требует огромных финансовых вливаний для расторжения долгосрочных контрактов на покупку электроэнергии. Международные инициативы, такие как «Партнерство по справедливому энергетическому переходу» (JETP), финансируемое странами G7, пока не принесли ожидаемых результатов. Из обещанных 20 миллиардов долларов для Индонезии было привлечено лишь 3 миллиарда, а пилотный проект по закрытию станции Cirebon-1 был отменен.
Несмотря на текущие тенденции, доминирование угля в Азии не является гарантированным в долгосрочной перспективе. Стремительное развертывание возобновляемых источников энергии и падение стоимости систем хранения в Китае и Индии могут изменить ситуацию. «Поскольку затраты на возобновляемые источники энергии и хранение достигают рекордно низких уровней, инвестиции в новый уголь будет все труднее оправдать», — считает сооснователь CREA Лаури Мюллювирта. Однако на данный момент регион, где проживает значительная часть населения мира, не готов отказаться от угля, опасаясь, что дефицит электроэнергии подорвет экономическое развитие и общественное благополучие.