Несмотря на негативный образ в глазах общественности, уголь остается фундаментом экономики Индии. Почти половина энергетических потребностей страны обеспечивается именно этим ископаемым топливом – такова реальность, продиктованная его масштабом, стоимостью и доступностью для населения в 1,4 миллиарда человек. Энергоснабжение здесь не роскошь, а основа развития.
Ежегодно Индия потребляет около 1 миллиарда тонн угля. На долю государственной компании Coal India Limited (CIL) приходится 800 миллионов тонн, или 82% всей внутренней добычи, что делает ее крупнейшим в мире государственным угледобывающим предприятием. Такое доминирующее положение стало результатом смелой политики национализации в 1970-х годах, которая привнесла порядок, масштаб и более безопасные методы работы в хаотичную до этого частную отрасль.
Однако собственного угля Индии недостаточно. Большинство местных углей имеют низкую теплотворную способность, что означает их менее эффективное сгорание. Для соответствия промышленным стандартам и требованиям к производительности его смешивают с более качественным импортным углем, поступающим в основном из Австралии и Индонезии. Ежегодно страна импортирует 60 миллионов тонн коксующегося угля для металлургии и 200 миллионов тонн энергетического угля для электростанций и промышленности.
Зависимость от импорта сопряжена с издержками. Колебания мировых цен, геополитические риски и логистические сбои влияют на стабильность поставок. Именно поэтому CIL сейчас рассматривает возможность приобретения зарубежных добывающих активов, например, в Мозамбике, чтобы обеспечить доступ к высококачественным запасам и снизить уязвимость.
Значение угля не ограничивается энергетикой – это еще и мощный логистический двигатель. Он является одним из основных грузов, обрабатываемых в индийских портах, таких как Парадип, Визаг и Тутикорин, и определяет объемы грузоперевозок, железнодорожного трафика и каботажного судоходства. Любое изменение в политике импорта или планах внутренней добычи вызывает цепную реакцию по всей экономике.
Тем не менее, доминированию угля брошен вызов, и энергобаланс страны медленно, но верно диверсифицируется. На сцену выходят такие альтернативы, как лигнит, нефтяной кокс, биомасса, промышленные отходы и даже «зеленый» водород. На тепловых станциях и цементных заводах для сокращения выбросов внедряется совместное сжигание биомассы, а нефтяной кокс благодаря своей высокой энергоемкости пользуется популярностью в цементном секторе. Кроме того, правительство Индии инвестирует в «зеленый» водород в рамках Национальной водородной миссии и прорабатывает стратегию «уголь в химикаты» для снижения зависимости от импорта сырой нефти.
В конечном счете, внедрение новых технологий будет определяться экономикой. Пока экологически чистые альтернативы не станут дешевле, масштабнее и не будут лучше интегрированы в промышленные системы, уголь останется основным топливом по умолчанию, особенно для энергетики и тяжелой промышленности.
Таким образом, история индийского угля далеко не черно-белая. Это не просто «пережиток прошлого», а «опора настоящего» и важная переменная в будущем. Уголь не исчезнет в одночасье. Вместо этого он позиционируется как «переходное топливо» на долгом и сложном пути Индии к новой энергетической модели. Энергетический переход – это не щелчок выключателя, а полная перенастройка всей системы. И на данный момент именно уголь продолжает питать большую часть этой цепи.