Чехия закрывает последнюю шахту каменного угля, завершая 250-летнюю эпоху

Заброшенный тоннель угольной шахты со стальными креплениями и остановившимся на рельсах добывающим комбайном.

В конце января в Чехии прекратит работу последняя шахта по добыче каменного угля, что ознаменует конец более чем 250-летней истории глубокой угледобычи в стране. Закрытие шахты CSM в городе Стонава, расположенном у границы с Польшей, ставит точку в деятельности отрасли, которая некогда была двигателем тяжелой промышленности всей Центральной Европы.

В этом месяце на поверхность поднимают последние тонны угля из шахтных стволов глубиной до километра. Основными причинами сворачивания производства стали низкие мировые цены на уголь, а также общеевропейский курс на декарбонизацию и переход к «зеленой» энергетике. Государственная компания OKD готовилась к закрытию еще три года назад, однако полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году вызвало резкий скачок на энергетических рынках и подарило предприятию недолгую отсрочку.

Шахтеры в последний раз спускаются в темноту на подземном поезде. Свет их налобных фонарей скользит по стальным опорам, пока комбайны врезаются в угольный пласт. «Грустно, что шахта закрывается. Это тяжелая, но хорошая работа», — делится Гжегож Соболевский, польский горняк, который рассматривает возможность трудоустройства на действующих шахтах по другую сторону границы. «Я буду скучать по работе, по своему комбайну».

Директор OKD Роман Сикора подтвердил, что глубина залегания пластов стала главной экономической проблемой предприятия. «Мировые цены на уголь низкие, в то время как наши затраты на добычу постоянно растут по мере того, как мы уходим все глубже», — заявил он.

Добыча угля в Остравском регионе началась в конце XVIII века, превратив сельский уголок Габсбургской империи в крупный промышленный анклав. Инвесторы, включая семью Ротшильдов, финансировали строительство железных дорог, сталелитейных заводов и сопутствующей инфраструктуры, привлекая десятки тысяч рабочих.

Новый импульс отрасль получила после национализации в 1948 году. В 1980-х годах в угольном бассейне трудилось более 100 000 горняков, а компания OKD добывала до 25 миллионов тонн угля в год. Этот мир начал рушиться после 1989 года, когда тяжелая промышленность коммунистической эпохи пришла в упадок, а шахты стали закрываться одна за другой, оставляя без работы тысячи людей. Когда приватизированная OKD обанкротилась десять лет назад, государство взяло ее под свой контроль для планомерного сворачивания деятельности. К октябрю прошлого года годовая добыча OKD сократилась до 1,1 миллиона тонн, а штат — до 2300 человек, при этом в ближайшие месяцы планируется уволить еще 1550 сотрудников.

По словам экономиста Яна Беларди из Технического университета Остравы, 1990-е и начало 2000-х были самыми трудными годами, когда регион столкнулся с массовыми увольнениями и медленным приходом новых отраслей. Сегодня безработица здесь составляет 6,6% — все еще выше среднего по стране, но значительно ниже пиковых значений посткоммунистического спада. Этому способствовали программы переподготовки и приток иностранных инвестиций после вступления Чехии в ЕС в 2004 году, включая строительство завода южнокорейской компании Hyundai.

Для смягчения последствий декарбонизации регион получит 19 миллиардов крон (около 908 миллионов долларов) из Фонда справедливого перехода ЕС. Эти средства будут направлены на трансформацию территорий, затронутых закрытием угольных производств, и решение экологических проблем, таких как загрязненные отстойники и просадки грунта. В то же время сама компания OKD не планирует прекращать существование. Руководство намерено развивать новые направления: торговлю углем, строительство аккумуляторного парка, центра обработки данных и небольшой электростанции, работающей на метане, который продолжает выделяться из старых выработок. «У нас довольно большие планы на будущее OKD», — подчеркнул директор Роман Сикора.

Для сравнения, в соседней Польше в секторе добычи каменного угля по-прежнему занято около 70 000 человек, и профсоюзы добились от правительства обязательств сохранить отрасль до 2049 года. В самой Чехии, на западе страны, еще несколько лет будет продолжаться добыча бурого угля открытым способом.